/ Как превратить опыт поступления в вуз в востребованный бизнес

Как превратить опыт поступления в вуз в востребованный бизнес?

Рынок образовательных услуг в России активно трансформируется. Если десять лет назад родители ограничивались репетиторами для подготовки к ЕГЭ, то теперь на первый план выходит осознанный выбор вуза и специальности. Да и система высшего образования претерпела ряд существенных изменений: ввели государственное регулирование числа платных мест в вузах, изменили систему целевого поступления и правила поступления после колледжа. Я взяла интервью у Анастасии Слотиной, создательницы сервиса, который помогает семьям эффективно определить профессиональную траекторию для абитуриентов, минимизировать стресс, связанный с бюрократией, и избежать потери нескольких лет на обучение по неподходящей специальности
  • Мария Ларина
    — Анастасия, расскажите, как ваш опыт поступления в вуз перерос в создание сервиса для абитуриентов? Какие сложности вы преодолели при поступлении и как они помогли вам увидеть реальную потребность рынка в профессиональной поддержке абитуриентов? 
  • Анастасия Слотина
    — Когда я заканчивала школу, как и большинство выпускников не понимала, куда поступать и какую профессию выбрать. Я родилась и училась в Коломне — небольшом городе в ста километрах от Москвы, где, казалось, мало перспектив для развития, поэтому в одном была уверена точно: ближайший социальный лифт — высшее образование.

    Благодаря системе ЕГЭ мы, ребята из регионов и обычных семей, получили возможность поступать в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга и учиться бесплатно. Это был как раз мой пример: я старательно готовилась и в итоге получила высокие баллы по всем экзаменам, в том числе 99 по английскому языку, что открывало дорогу к бюджетному обучению в топовых вузах.

    Однако процесс поступления был сложный — бесчисленные дни открытых дверей, море информации с сайтов вузов. В итоге свой выбор я сделала интуитивно — подала документы в 15 вузов, одними из первых позвонили из МГИМО, где моим выбором, о котором я не пожалела, стала экономическая политология.

    На втором курсе, как и многие студенты, начала подрабатывать репетитором, специализировалась на подготовке к ЕГЭ по английскому языку. Старшеклассники часто задавали мне вопросы: какую профессию выбрать, как поступить в конкретный вуз, какие документы нужны, какие экзамены сдавать. Поэтому я начала помогать своим ученикам с поступлением: заполнять документы, оценивать перспективы образовательных программ, консультировать. 
  • Мария Ларина
    — Переход от идеи к делу — всегда волнительный этап. Что стало решающим фактором для запуска вашего агентства? Как вы справлялись с внутренними страхами и какие шаги предприняли для уверенного роста бизнеса? 
  • Анастасия Слотина
    — Изначально я работала самостоятельно. Страхов при старте было много, особенно в отношении клиентов, так как я гиперответственный человек и привыкла все контролировать лично, но максимум, который могла взять на себя, около 20 семей одновременно. Когда спрос сильно превысил возможности, поняла, что необходимо масштабироваться и набирать команду. Рынок буквально подтолкнул меня к расширению.

    Набирать команду я начала исключительно из сферы высшего образования, так как качество работы и знание нормативной базы были ключевыми. Перфекционизм дает о себе знать: до сих пор я состою во всех рабочих чатах с семьями, чтобы видеть процессы изнутри и оперативно решать возникающие вопросы. Знаю, что большинство собственников бизнеса также боятся «отпустить» эти процессы, чем загоняют себя в угол и стрессовое состояние.

    Важно понимать, что даже при жестком контроле качества можно масштабировать бизнес, если выстроить четкие процессы и делегировать полномочия. Важно не просто нанимать сотрудников, а создавать систему с дублированием функций и промежуточным контролем — это снижает риски и повышает доверие клиентов. И главное: не пытайтесь полностью отойти от операционного управления, пока не убедитесь, что процессы отлажены, а команда работает как единый механизм.

    Летом, в разгар приемной кампании, чтобы минимизировать риск ошибок, я выстроила многоуровневую систему контроля: у каждого наставника есть тимлид, а над ними стоит главный менеджер проекта.
  • Мария Ларина
    — Любой успешный бизнес держится на сильной команде. Как вы формировали коллектив и выстраивали рабочие процессы? Какие критерии вы использовали при подборе сотрудников и как поддерживаете высокие стандарты качества в работе? 
  • Анастасия Слотина
    — Изначально я пыталась искать людей по знакомым, но быстро поняла, что эффективнее пользоваться открытым рынком. Совместно с главным менеджером проекта Ириной Учевой мы разработали многоэтапную воронку рекрутинга:

    • Анкетирование и тестирование на знание нормативной базы.
    • Первичное собеседование с Ириной.
    • Решение нестандартного кейса по поступлению.
    • Вторичное собеседование со мной, где оцениваются личностные качества и совместимость с ценностями компании.
    • Тестовый период заочной работы, как правило 1 месяц, после которого сотрудник допускается к живому взаимодействию с семьями.
    Принципиальный момент — никаких взяток и коррупционных схем. Это одно из условий, которое сразу проверяется при отборе кандидатов, чтобы обеспечить полное совпадение с этическими стандартами агентства. Наличие таких важных качеств в нашей сфере, как эмпатия и стрессоустойчивость, проверяется через стресс-кейсы, хотя полную картину можно увидеть только в реальной работе.

    Сопровождение поступления — не история про выбор вуза, но многоступенчатая, персонализированная работа с подростком и родителями, которая помогает принять осознанное и обоснованное решение о будущем ребенка, исходя из желаний и возможностей. В нашей практике был случай, когда абитуриент имел низкие результаты ЕГЭ, однако семья настаивала на необходимости бюджетного обучения. Наши эксперты предложили компенсировать слабые академические показатели внутренним спортивным испытанием вуза, выбрав подходящую специальность — учитель физкультуры. Стратегия дала отличный результат: выпускник поступил на бюджет.

    В итоге и сам абитуриент, и его семья остались довольны результатом. Даже в сложных ситуациях знание нюансов поступления позволяют находить неочевидные, но эффективные решения. 
  • Мария Ларина
    — В чем заключается особенность вашего сервиса? 
  • Анастасия Слотина
    Задача нашего проекта — предложить родителям и абитуриентам альтернативу традиционному сценарию «сам выберешь» или «куда баллов хватит». Я выстраиваю прозрачный, предсказуемый процесс, который не оставляет места случайностям и основывается на пяти этапах, каждый из которых закрывает потребности семей:

    Этап 1. Углубленная профориентация. Мы не ограничиваемся формальным тестированием — этот этап занимает больше месяца. Я внедрила практику индивидуальных интервью, анализа рынка труда и практических кейсов: будущие юристы решают правовые задачи, маркетологи — создают рекламные концепции. Диагностика интересов ребенка это очень личный момент, который позволяет клиенту раскрыться и при верном подходе почувствовать себя в среде союзников и единомышленников, что формирует доверие в команде и долгосрочную лояльность. Видя индивидуальный подход, родители не только оставляют положительные отзывы, но и способствуют продвижению проекта через «сарафанное радио».

    Этап 2. Подбор вузов. После профориентации я с командой анализирую программы ведущих вузов по выбранным направлениям, актуальные требования. Отдельно оцениваются шансы через олимпиады и стажировки, дополнительные возможности для раннего старта в профессии. Вся информация заносится в единую CRM – основу нашей инфраструктуры. 

    Этап 3. Подготовка к ЕГЭ. Мы объединили предметную и психологическую подготовку: подключаем педагогов-психологов, менторов по стресс- и тайм-менеджменту. Важно не просто натаскать на тесты, а равномерно распределить нагрузку в течение года, поддержать подростка и родителей на всех этапах. Такой подход снижает вероятность провала на экзаменах, то есть минимизирует репутационные риски, повышая процент успешных поступлений. Можно сказать, это УТП, которое сложно повторить конкурентам.

    Этап 4. Подача документов. После сдачи ЕГЭ я беру на себя всю административную часть: финализируем список вузов, комплектуем и подаем документы строго в срок. Этот этап делается вручную и много раз перепроверяется, что позволяет минимизировать риск ошибок. Такой кропотливый подход является конкурентным преимуществом проекта.

    Этап 5. Отслеживание конкурсных списков и подача согласия. На этом этапе мы мониторим проходные баллы, сроки и формальности, помогаем принимать взвешенное решение о зачислении. Кстати, здесь мы уже автоматизируем некоторые процессы, что позволяет быстро анализировать большой массив данных. Прозрачность действий повышает доверие и уменьшает количество спорных ситуаций с клиентами, сокращая затраты на поддержку. 
  • Мария Ларина
    — Образование постоянно меняется. Как трансформации в системе высшего образования повлияли на ваш бизнес?  
  • Анастасия Слотина
    Услуга по сопровождению поступления ничем не отличается от юридической и любой другой узкой деятельности, когда лучше довериться эксперту отрасли. Сейчас мы проживаем реформу высшего образования и переход на базовое высшее, переформатирование всей системы подачи документов в вузы. Родителям, которые впервые сталкиваются с поступлением, просто невозможно разобраться во всем этом.

    На данном этапе работа с репутацией становится основой долгосрочного успеха  прозрачность процессов, пунктуальность, забота о деталях и постоянная доступность подчеркивают не только экспертность компании, но высокие стандарты коммуникации и адаптивность в меняющейся среде. Многие годы практики позволили выделить несколько групп:
  • Анастасия Слотина
    В свою очередь, современные подростки — зумеры и альфа — восприимчивы к информации, у них есть потребность в самостоятельности и свободе выбора, то есть надо учитывать, что при грамотной совместной работе включается внутренняя мотивация, а не «родительская палка».
    Цель сопровождения поступлению — поддержать подростка там, где его не услышали, позволив сделать осознанный выбор. Приведу пример, который иллюстрирует стратегическую ценность сопровождения. Старшеклассник с низкой учебной мотивацией и пониженной успеваемостью: классическая ситуация, когда школьный формат уже не подходит подростку. На этапе проектирования индивидуального маршрута я понимала, что здесь нужно работать не только с выбором вуза, но и с трансформацией отношения к обучению в целом.
    Мы включили в процесс организационные решения: встречи со студентами МГТУ им. Баумана, куда он мечтал поступить, предоставили возможность узнать о реалиях университета, вовлекли менторов для позитивной эмоциональной поддержки перед экзаменами. Такой системный подход позволил ему увидеть разницу между школьной директивной системой и университетским подходом к свободе и ответственности.
  • Мария Ларина
    — Анастасия, как вы оцениваете результат? На какие показатели ориентируетесь?
  • Анастасия Слотина
    — Результат работы команды мы оцениваем по нескольким критериям: поступил ли абитуриент в вуз, было ли место бюджетным или студент поступил на платное с большой скидкой, совпадает ли итог с первоначальными ожиданиями семьи и сохранилась ли мотивация и уверенность у подростка после завершения процесса. Я убеждена, что система оценки результатов должна быть комплексной и учитывать как объективные показатели, так и субъективные — удовлетворенность семьи, мотивация студента. Внедрите регулярный сбор фидбэка на каждом этапе работы — это позволит оперативно корректировать процесс и предотвращать недовольство.  

    Чек-лист контроля качества сервиса:  
    1. Еженедельные отчеты для родителей о прогрессе;  
    2. Промежуточные опросы клиентов после ключевых этапов;  
    3. Анализ успешности стратегии поступления (бюджет/скидки);  
    4. Оценка эмоционального состояния абитуриента в финале;
    5. Разбор сложных кейсов командой для улучшения методик.  
Не забывайте подписываться на мой ТГ-канал. Там собрана вся свежая информация о приемной кампании, регулярно проходят полезные эфиры со мной и приглашенными экспертами и конкурсы.

Сопровождение поступления
— это услуга помощи подростку и его семье в процессе выбора будущей профессии и поступления в вуз

Разработка индивидуальной стратегии поступления

Помощь в подготовке и подаче всех документов

Подбор специальностей и вузов по вашим критериям

Отслеживание конкурсных списков и оценка шансов на поступление

Углублённая профориентация, разработка карты интересов

Менторство: работа с мотивацией, целеполаганием, тайм и стресс-менеджментом

Что такое сопровождение поступления в вузы
смотреть
Узнать подробнее о Сопровождении поступления