Причин переживать и тревожиться у выпускников школ немало.
Неопределённость будущего«Какой вуз выбрать? А если профессия устареет? А если я не справлюсь?» — типичные переживания выпускников и их родителей. Новые специальности появляются каждый год, будущее может казаться туманным. Выбор вуза и профессии — это больше чем анализ проходных баллов. Это ещё и сопоставление интересов, навыков и возможностей.
Вопросы для самоопределения:- Соответствует ли профессия моим интересам, навыкам, состоянию здоровья?
- В каких вузах (и городах) есть нужная программа?
- Каковы проходные и средние баллы по этим направлениям в прошлом году?
- Есть ли альтернатива (колледж, филиал, целевое направление)?
- Смогу ли я потянуть переезд и жизнь в другом городе?
- Каковы расходы на обучение и проживание, есть ли опции со скидками или кредитами?
- Какие отзывы студентов, что говорят выпускники?
- Какой путь будет наиболее гибким, если планы вдруг изменятся?
Иногда поступление разумно спланировать в несколько этапов. В моей практике был такой случай. Абитуриент мечтал стать пилотом гражданской авиации. На этапе выбора выяснилось, что конкурс высокий, а требования к здоровью — строжайшие. Был выбор: пойти на бюджетную «Аэропортовую деятельность» или на платную «Лётную эксплуатацию воздушных судов».
Мы составили подробную дорожную карту: от анализа учебных программ и стоимости обучения до оценки готовности к переезду. Так построили поэтапный путь: поступить на бюджетное направление «Аэропортовая деятельность», чтобы позже получить нужную квалификацию или перевестись на желаемую специальность. Такой подход помогает разумно распределить силы и средства.
Уровень тревожности перед ЕГЭ снижает ранняя подготовка. Если определиться с будущей профессией уже к 9-му классу и сдать ОГЭ по профильным предметам, можно получить опыт реального экзамена и оценить свои силы.
Давление школы (не всегда)Государственным школам важны средние баллы выпускников: от этих показателей зависят рейтинги и финансирование. Поэтому некоторые педагоги давят на выпускников по поводу оценок, и это усиливает стресс.
Гиперконтроль домаРодители тоже нередко давят на ребёнка: «Вася из параллельного класса поступил в МГУ, а ты?» Один из абитуриентов рассказывал мне недавно: «Мама звонила мне каждый день, спрашивала, подал ли я документы, всё ли проверил. В какой-то момент я даже стала бояться брать трубку».
Поддержка и доверие полезнее постоянного контроля. Семья для ребёнка должна быть источником спокойствия.
Сравнение с другими Общение с одноклассниками часто превращается в негласное соревнование: кто сколько баллов набрал, кто куда подал документы, кто поступил в престижный вуз. В ход идут сравнения и рейтинги: «У Маши 285, у меня всего 240... Наверное, меня не возьмут».
Прогресс важно оценивать по себе, а не по окружающим. Каждый идёт своим путём — важно помнить об этом в самый стрессовый момент.
Организационный хаосКогда школа передаёт выпускника «на вольные хлеба», ответственность за подготовку документов, соблюдение сроков, отслеживание списков ложится на плечи семьи.
Абитуриент со 100 баллами по математике и высокими результатами по другим предметам поверил устному обещанию представителя приёмной комиссии, что точно проходит на бюджет. Перестал следить за списками, а в приказе о зачислении его не оказалось.
В итоге человек поступил на платное, но со значительной скидкой и общежитием. Я занимаюсь сопровождением поступления семь лет и точно знаю, что всегда есть запасные варианты.
Страх новых правил и технических ошибокКаждый год меняются правила поступления: утверждают новые минимальные баллы, лимиты на платные места, появляются нюансы подачи документов через «Госуслуги». Ежегодно находятся те, кто не смог поступить, потому что вовремя не оформил документы или подал их с ошибками. При выборе вуза стоит свериться не только с минимальными, но и со средними баллами по интересующим направлениям. Рекомендую использовать чек-листы и проверять каждый шаг, так как важны качество и полнота документов, а не скорость подачи.